В годы первой перестройки (горбачевской), когда еще были дома отдыха и различные санатории, куда принимали по профсоюзным путевкам, стоившим сущие гроши, у баянистов-затейников процветала такая музыкальная заставка между частушками. «Молоко, молоко коровье, расскажи-ка молоко, как твое здоровье?» - пропев её скороговоркой, баянист подмигивал: поняли мол, о чем речь. Действительно, качество молока в ту пору оставляло желать лучшего. Знали бы мы в ту пору, что не только молоко потеряет свое здоровье, но и целые города и даже вся страна.
Заболел и наш Нижний. Инфекция наживы поразила его архитектурно-исторический облик, и хиреет он день ото дня и того гляди скончается. Может быть, лишь сердце его (Кремль) и останется, но тело города и его конечности скоро предстанут взору, как современные протезы. Можно еще как-то понять большевиков, разрушавших по причине классового антагонизма к эксплуататорам и священникам церкви и строящих «сталинские» жилые дома в имперском стиле. Но чем помешал купеческий Нижний нынешним «отцам города», некогда коробейникам, лихо торгующим в мутные 90-ые годы поддельной хохломой, «вареными» джинсами и услугами сомнительной пристойности? Вроде бы социальная сущность-то у них одна – купеческая.
Подробнее... Пришла весна! К ней, а не только к зиме как принято, тоже надо готовиться, особенно дорожникам, ведь начинается весенне-посевной сезон, и дачник после зимней спячки садится за руль или спешит к пригородному автобусу. По каким же дорогам ехать?
На фото к статье можно видеть рокадную дорогу к рынку «Герц» и далее к Верхним Печерам. Здесь вечный затор из-за узости дороги (хотя места свободного «зашибись»), и чуть живого моста через речку Старку, готового ежесекундно обвалиться в мутные воды этой сточной канавы. Автомобилисты между тем рискуют, предпочитая секунды опасности долгим минутам стояния в пробках. А как возникают подобные дороги: узкие, извилистые, как слаломная трасса, ухабистые? Фантастично - как все в Нижнем. Сначала неудобицы (так называются земли, непригодные для застройки), вроде бы ненужные городу продаются хватким людям, те возводят, например, рынок «Герц», а потом городская власть хватается за голову: «Ба, да здесь же должна быть дорога», но поздно. Вот она, гордо именуемая дублером рокадной дороги с улицы Сусловой, вынуждена затейливо огибать рынок «Герц», что разумеется не способствует быстрому движению.
Подробнее... Что есть Нижний Новгород? Это сумма нескольких бывших индустриальных социалистических моногородов. Сумма порой просто арифметическая. Сормово, Автозавод, Канавино, Ленинский район (станкозавод, «Красная Этна»), Приокский («Нител», им.Фрунзе), Московский («Сокол», Машзавод, ОКБМ) – мини или моногорода со своей социально-культурной инфраструктурой. Своим жилым фондом, ранее принадлежащим заводу-монополисту, своими дворцами и парками культуры, школами, детскими садами и другими подшефными организациями. При такой структуре почти каждый житель благополучно существовал в территориальных рамках своего моногорода: тут тебе и работа, тут и кров, тут и развлечения и отдых, и абсолютно не нужно мотаться по всему большому Нижнему в поисках вышеперечисленного. Ярчайший пример, подтверждающий сказанное, - до 1970 года в Горьком работал всего один Канавинский мост, и … замечательно справлялся, хотя население тогда превышало нынешнее.
«Свободный» рынок развалил сотни моногородов в России и суммарно ударил по Нижнему Новгороду и устоявшейся системе городского хозяйства. Потерявшие работу жители приступили к поискам её во всех частях города, увеличив встречные, малопродуктивные (челночные), а порой и ненужные транспортные потоки. Так, например, ГАЗ, дававший некогда работу 120 тысячам автозаводцев, сократил число рабочих мест до 25тыс. Остальные 95 тыс. каждый день вынуждены разъезжаться по всему городу на новую работу или на ее поиски. Теперь не хватает и 5 мостов на Оке и одного на Волге.
Подробнее... |