Телеканал «Культура» в первые две недели августа показал два старых советских детективных фильма на одну и ту же тему: об «осколках войны», о мужестве, трусости, чести, совести тех, кто пережил Великую Отечественную войну. Она, как механический бездушный сепаратор, с легкостью рассортировала людей на героев, павших и живых, беззаветных тружеников тыла и на вороватых приспособленцев, а то и предателей, изменников Родины.
Первый – «Человек в проходном дворе». Четыре чёрно-белых серии созданы в 1971 году по одноимённой повести Д. Тарасенкова, впервые (1969) опубликованной в журнале «Юность». Одно лишь название будит сонм воспоминаний. В год публикации я, как и герой повести и фильма, тоже был студентом, только не фиктивным, а настоящим. Выпускнику читать выписываемый журнал не было времени, но название было загадочным и накрепко врезалось в память. В год показа фильма (1972) память услужливо вытолкнула и название, и где оно впервые встретилось. В ночные смены на заводе я взахлёб читал повесть, а вечером поневоле сравнивал литературный оригинал с фильмом. Вторичность его перед повестью в глаза не бросалась, так захватывающ был неторопливый на первый взгляд сюжет, диалоги, действия и движения актёров. С чувством, с толком, с расстановкой актёры-герои, особенно Геннадий Корольков в роли «студента» -старшего лейтенанта государственной безопасности в своих внутренних монологах-рассуждениях, раскрывали сущность розыскной работы, сочетающей железную логику и оправданный риск, анализ объективных данных и интуицию. Это было внове, ведь советская детективная проза только-только укреплялась в своём праве на жизнь после первого детектива Аркадия Адамова «Дело пёстрых», а затем «Чёрная моль», «Стая», которыми мы, школьники и студенты, зачитывались, забыв о лекциях, уроках и домашних заданиях.