Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 2 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Сценарист Андрей Тумаркин, ставший теперь ещё и креативным продюсером, интригует зрителей НТВ приключениями борца за справедливость по кличке «Архитектор» и его очередной «Тени». Новый бесконечный сериал (30 серий - хороший заработок, чёрт возьми) о майоре Паше (именно Паше) Семёнове, друге Архитектора. Думается, следующий сериал будет называться «Архитектор-мент» или «Тень Паши Семёнова».

Фрагментарность сериала о ментах и ворах (лучше бы так его назвать) поразительна. В первой серии бандиты ищут общаг, пытают бывшего майора Пашу, а в следующих сценарист об общаге начисто забывает. Время от времени то один, то другой «герой» сериала всплывает на поверхность, словно очень известное вещество, то глубоко оседает на дно без всплытия. Словно осенние листья летят воровские «погоняла» (клички), им и их обладателям нет различия и твёрдого места в фабуле. Создаётся стойкое убеждение - сляпано на скорую руку, однако дешёвым сентенциям отведено заметное место.

Тройка эффектных фраз (ради них и создаётся порой сериалов громадьё) запоминаемы.

-В этом здании (МВД) есть нормальные люди? – спрашивает одна из сотен «героинь».

-Нет, - отвечает «герой» из другой сотни.

Или. Претендент на службу в МВД, заполняя анкеты, отвечает на вопрос о цели поступления в «органы» так: «Иду зарабатывать». Можно смеяться или… плакать?

И ещё. Уволенный по состоянию здоровья полковник Шубин отказывается от предложения преподавать в академии МВД.

-Крышу ставить, да взятки брать – это молодёжь давно знает без меня.

В фильме есть прямые заимствования из голливудских трейлеров: уход советского Рэмбо («Тени архитектора») от облавы в лесу. Глупость прямиком переходит из американского фильма в российский: при организации подобной операции надо брать служебных собак. Они не упустят беглеца, спрятавшегося в шалаше. Наши преследователи в него не заглядывают. Смех, да и только. А, может, это уровень мышления нынешних полицейских? И фильм даёт однозначный ответ: да, таков! Ведь они не способны найти и осудить убийц сына генерала, начальника главка МВД по Петербургу. Если сын генерала бесследно пропадает, то что говорить о простых людях.   

Справедливости надо отметить, что одна из серий («Судный день») весьма жизненна и типична для нашего современного бытия. Сюжет зловещ и незамысловат. Дочь федерального судьи под градусом гоняет вечером на джипе по СПб с умопомрачительной скоростью и сбивает насмерть мать с двумя детьми. Скрывается с места преступления, а её жених, сын богатейшего банкира, берёт вину на себя, небезосновательно рассчитывая, что отец (не в первый раз) отмажет его. Банкир, ещё не зная сути дела, шантажирует федерального судью Маевскую (у всех есть грехи и грешки) через «решалу»-адвоката, и та выбирает банкирскому сыну домашний арест, а не отсидку в СИЗО. У овдовевшего и потерявшего двух дочек мужчины соседом по дому оказывается та самая «тень архитектора», что приступает к робингудовской мести. «Тень» отстреливает «решалу», трёх помощников банкира, пришедших его прикончить, и собирается убить дочь судьи, истинную виновницу трагедии. Однако Паша предотвращает злодеяние.

Надо сразу признать: Тумаркину до «Ворошиловского стрелка» ох, как далеко, но, если он, кропая сценарий, имел в виду, что на отмазанных мажоров или мажорих может подняться порой совершенно случайно рука возмездия в лице «народных мстителей», то честь ему и хвала. Надо, ох, как надо, чтобы злодеи знали и помнили о Божьем суде. Пусть даже и таком неправедном, как показанный в фильме.

Эта серия ещё отметилась одним верным наблюдением. Майор Паша дотумкал об истинном виновнике зловещего наезда при помощи Интернета, набрав два слова: «Судья Маевская». А там фотографии её дочери в обнимку с сыном банкира. Каково? Федеральный судья не знает компьютер и не умеет обращаться с ним, чтобы убрать компрометирующие её фото? 

И тут вспоминается другое наблюдение, но уже великого человека, Талейрана: «Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними».

В остальном всё по «чесноку». Сериал о деньгах и ещё раз о них, о легитимных ворах «в законе», о невыплаченных кредитах, о шантаже, о подсидках, о проститутках, о долгах, о стрельбе на улицах, о наркотиках, о палёном спиртном, об аферах, о пропаже людей, о развале уголовных дел, о покладистых судьях и чиновниках, об их роскоши, об оборотнях в погонах и их казнокрадстве. После «заработанных» миллиардов рублей несколькими полковниками и генералами ФСБ (К. Черкалин, Д. Фролов, С. Смирнов, Захарченко) мы уже не удивляемся тому, что смонтировано в «Невском». Некоторым образом, эта картина, начатая в 2016 году, стала пророческой.

Это наша жизнь! И другой у нас с вами, дорогой читатель и зритель, после 1991 года нет. Низкое, ржавое бытие определяет и соответствующее больное и меркантильное сознание.  Увы!

 Опубликовано в Литературной газете за №11 от 18-24 марта 2020г.