Михаил Чижов

нижегородский писатель

Онлайн

Сейчас 40 гостей онлайн

Последние комментарии


Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Эти слова произносит Наталья Лемехова (актриса Л. Касаткина), жена главного героя 6-ти серийного фильма «Радости земные» (1988г), кандидат наук в неком условном НИИ стали. Слова обращены к молодой особе, доктору наук, зажимающей защиту кандидатской диссертации будущему учёному, предлагающему нечто новое, ранее неизвестное науке. Фильм анонсирован со дня своего рождения, как мелодрама, как сага о двух поколениях семьи Лемеховых, ретроспективно показанная на протяжении 40 лет от 1945 года, когда молодой солдат Василий вернулся с фронта и госпиталя к мирной жизни.

Что греха таить любим мы звонкую фразу, любим импортные словечки, характеризующие кинофильмы и кинопроцесс, типа: вестерн, триллер, хоррор, сиквел, триквел и т.д. и т.п. В этом ряду стоят и мелодрамы «с душевными нечеловеческими терзаниями, захлёстывающими персонажей». От этого определения в фильме «Радости земные» нет почти ничего. В нём показана простая жизнь людей-пассионариев, работающих на государство (в данном случае СССР), без остатка отдающих себя на продвижение страны вперёд, больше переживающих за порученное дело, чем за своё личное, выбравших девиз «Раньше думай о родине, а потом о себе!» Фильм надо назвать историческим, а не мелодраматическим. Но либералы от кино говорят, что его содержание будет непонятно тем, кто не жил в это сорокалетие (1945-1985гг.). Но вовсе не обязательно жить в чью ту пору, чтобы понять её. Для этого существует такая наука, как история, в данном случае это новейшая история. Люди из XXI века не жили в древнем Новгороде, или средневековой Москве, но мы имеем о них представление и суждения.

Так и фильм «Радости земные» (телеканал «Золотая коллекция «Мосфильма») даёт историческую картину последних лет существования СССР перед его падением (развалом, уничтожением, распадом) через судьбы отцов и детей Лемеховых. Бесчисленное количество статей, книг, исследований, монографий посвящено причинам развала Советского Союза. Этот глубокий, ненавязчивый, но грустный фильм указывает на моральную сторону этих причин. Следуя пассионарной теории этногенеза Льва Гумилёва (1912-1992гг.) Советский Союз, если его рассматривать отдельно как самостоятельную единицу, переживал в середине 80-ых годов прошлого века фазу обскурации. «Везде господствуют люди вялые и эгоистичные, руководствующие потребительской психологией», - так говорил об этой фазе Лев Гумилёв. Примеров таких людей в фильме предостаточно: Михаил Павлович Лемехов – родной брат главного героя, крупный чиновник в министерстве сталелитейной промышленности (Л. Калугин), реставратор Иван Иванович, вольно интерпретирующий мастерство средневековых русских художников, начальник строительства Захаров (А. Джигарханян), передающий «опыт» сдачи сомнительных объектов строительства, секретарь обкома (В. Буров): «Давай сдадим первую очередь, а там видно будет». Целая плеяда равнодушных руководителей-приспособленцев, думающих только о личном благополучии, не жалующих и не жалеющих тех, кто думает иначе. У них свой эгоистичный девиз: «После меня хоть потоп!» Автор этих строк 70-80-ые годы тоже работал на крупном заводе и видел, как начальники цехов начинали свой рабочий день с решения, прежде всего, личных проблем.

Примечателен разговор двух братьев Лемеховых. Василий, всего лишь заместитель начальника цеха по непрерывной разливке стали, исповедующий государственный подход, говорит Михаилу, чиновнику министерства: «СССР – великая металлургическая держава, инженеры которой придумали и осуществили непрерывную разливку стали. Этот метод заимствовали у нас все развитые капиталистические страны и обогнали нас. Там этим методом получают 70-80% качественной стали, а мы лишь 15%. И потому рельсы в СССР служат 3 года, а в Японии, к примеру, 10 лет». Да, такой промышленный монолог звучит в художественном фильме, и лично мне слышать его во много раз приятнее, чем слышать звуки выстрелов, душераздирающие вопли раненых и убиваемых, видеть мордобой и кровь на асфальте. Василий Лемехов упрекает брата, что тот, как руководитель высокого ранга, ради спокойной жизни палец о палец не ударил, чтобы быстро внедрять новейшие технологии.

Либералы от киноиндустрии при словах о производстве, о рабочей и научной чести, о ретроградах в политике, социуме, промышленности подожмут нижнюю губу и процедят: «Пропагандистская агитка в духе КПСС! Она чужда нам, сторонникам «чистого» искусства». А что они создали, когда пришла «свобода» самовыражения после развала Союза? В 90-ые лихие, а для них благословенные годы либералы создали «фильмы» с кричащими названиями: «День казни», «Палач», «Сатана», «Нелюдь», «Шакалы», «Живодёр». Главные герои в них морально опущенные люди, киллеры, продажные силовики, проститутки, бомжи, уголовники. И не нужно задаваться вопросом: «Как влияют такие «киношедевры» на зрителя, на его психику?» Ответ очевиден! Андрей Тарковский предупреждал, что с помощью кино разложить и духовно обезоружить зрителя значительно проще и быстрее, чем любыми другими средствами искусства.

Понимают ли это власть предержащие? Создаётся впечатление, что нет, не понимают, ибо трудно объяснить, почему на экраны вышел фильм «Слово пацана», разрушающий сознание молодого человека смешением понятий добра и зла. Кино 90-х и начала XXI века, пропагандируя уголовную романтику, прививает молодым отвращение к труду, особенно физическому. И следствие не заставляет себя ждать: сейчас в РФ кадровый голод – не хватает пять миллионов квалифицированных специалистов. Вагоны метро, автобусов, трамваев пестрят объявлениями: требуются токари, слесари, инженеры, наладчики станков с числовым программным управлением. Искусственным интеллектом, на который руководство страны уповает, как на палочку-выручалочку, тоже надо умеючи руководить! Иначе он такое натворит, что мало не покажется!

Создаётся твёрдое убеждение, что неуважение к людям думающим (см. заголовок) до сих пор главенствует во власти. В связи с этим вспоминается небольшое выступление Николая Бурляева (в рекомендациях и перечислении титулов он не нуждается) с трибуны ГД 15.02.24 г. Он напомнил, что год назад озвучил здесь же конкретные меры по возрождению российского кинематографа и культуры, но дело не сдвинулось с мёртвой точки. И ещё Н. Бурляев задал вопрос в лоб: «Какие волевые усилия предпринимает администрация Президента по исполнению указа №809, требующего утверждения традиционных духовно-нравственных ценностей?»

Читатель присоединится к вопросу Николая Бурляева???

4.03.2024г. Нижний Новгород

Опубликовано в «Лит.газете» № 13 от 3 апреля 2024г.