К 125-летию со дня рождения.
О прогрессивном американском писателе созданы десятки книг, анализирующих его жизнь и творчество. Но вот даже первое моё слово в этом предложении возбудит многих критиков и других писателей всех стран, где Хемингуэя читают. В одной из его книг в моей библиотеке я нашёл вырезку из Литературной газеты №29 от 17-23 июля 2019г. (120 лет со дня рождения), где восемь российских писателей, критиков, чьи имена в то время были на слуху, разбирают творчество Хемингуэя (1899-1961). И, удивительно, добрая половина высказавшихся находит много негатива в его творчестве и личности, что даже в подзаголовок взяты такие слова одного из критиков: «Хэмингуэй учил не столько побеждать, сколько красиво проигрывать». Хотя сам заголовок противоречит этой логике «Прошедший испытания на излом!» Странно?! И да, и нет.
И мне подумалось: почему Хемингуэй очень нравится простым читателям, но не редко с трудом воспринимается коллегами по перу? Неумение так, как он, писать? Или просто зависть?
Великий художник и человек не может и не должен быть одномерен. И мнения о нём также разнятся, и это естественно. Среди воспоминаний и оценок его современников я выбрал замечательную, на мой взгляд, и обширную статью американской журналистки Лилиан Росс с названием «Портрет Хемингуэя», публикованную впервые в журнале «Нью-Йоркер» 13 мая 1950 года, в СССР она была издана в библиотеке «Огонёк», №6 за 1966г. От этой статьи, в которой Великий Хэм оценивает многие моменты своего творчества и жизни, мы и будем танцевать, как от печки.
Подробнее... Эти слова произносит Наталья Лемехова (актриса Л. Касаткина), жена главного героя 6-ти серийного фильма «Радости земные» (1988г), кандидат наук в неком условном НИИ стали. Слова обращены к молодой особе, доктору наук, зажимающей защиту кандидатской диссертации будущему учёному, предлагающему нечто новое, ранее неизвестное науке. Фильм анонсирован со дня своего рождения, как мелодрама, как сага о двух поколениях семьи Лемеховых, ретроспективно показанная на протяжении 40 лет от 1945 года, когда молодой солдат Василий вернулся с фронта и госпиталя к мирной жизни.
Что греха таить любим мы звонкую фразу, любим импортные словечки, характеризующие кинофильмы и кинопроцесс, типа: вестерн, триллер, хоррор, сиквел, триквел и т.д. и т.п. В этом ряду стоят и мелодрамы «с душевными нечеловеческими терзаниями, захлёстывающими персонажей». От этого определения в фильме «Радости земные» нет почти ничего. В нём показана простая жизнь людей-пассионариев, работающих на государство (в данном случае СССР), без остатка отдающих себя на продвижение страны вперёд, больше переживающих за порученное дело, чем за своё личное, выбравших девиз «Раньше думай о родине, а потом о себе!» Фильм надо назвать историческим, а не мелодраматическим. Но либералы от кино говорят, что его содержание будет непонятно тем, кто не жил в это сорокалетие (1945-1985гг.). Но вовсе не обязательно жить в чью ту пору, чтобы понять её. Для этого существует такая наука, как история, в данном случае это новейшая история. Люди из XXI века не жили в древнем Новгороде, или средневековой Москве, но мы имеем о них представление и суждения.
Подробнее... Воскресный телевизионный вечер (11.02.24г) на канале «Культура» отметился замечательным фильмом по классической одноимённой пьесе Александра Николаевича Островского «Поздняя любовь».
Каких только эпитетов не навешивают на чувство любви. Она может быть поздней, а также первой, тайной, роковой, горячей, трудной, тяжёлой, светлой, тёмной, верной, христианской, языческой, продажной, слепой. Чуть ли не каждое прилагательное можно использовать для характеристики любви. В этом многообразии эпитетов и состоит высочайшее значение чувства любви для всех живущих на земле!
Но фильм и, соответственно, пьеса не совсем о любви, как таковой. Точнее, совсем не о любви, а о том, как любовь можно использовать в качестве орудия вымогательства, или, говоря нынешним языком, рэкета, ведущего к бесчестью, преступлению, а то и к убийству. Пьеса написана в 1873 году, в начальную пору стремительного продвижения монархической России по капиталистическому пути. Круто менялись старые, патриархальные отношения «хозяина» и «работника» по причине общественного характера труда на заводах и фабриках, складывалось резкое имущественное обособление, всё шире завоёвывали своё пространство деньги - знаменитый торговый эквивалент. Многопрофильное сословное российское царство (дворяне, чиновники, крестьяне, ремесленники, «третий элемент», монахи) разделялось на две группы – богатые и бедные. Появились знаменитые босяки.
Подробнее... |